среда, 24 февраля 2010 г.

Good company это не обязательно good stock

Говорит аналитик по банковскому сектору: «во всяком случае, это совсем не обязательное соответствие. И помнить об этом было бы полезно для специалистов по investor relations, поскольку sell-side анализирует компании, чтобы давать рекомендации именно по акциям». В офисе JP Morgan 18 февраля 2010 года состоялся семинар для IR-специалистов по взаимодействию с аналитиками sell-side.

Пройдясь по процессу анализа акций типичной компании (метод «top-down», когда последовательно рассматривается ситуация в экономике-отрасли-компании-акциях), [аналитик] остановился на моментах, которые могут вызвать расхождение в финальных оценках, получаемых самим аналитиком, и финансовым отделом анализируемой компании. Так, рекомендуется проверить, совпадают ли вводные в модели аналитика и модели компании: прогнозируемый ВВП, инфляция, курс рубля к доллару и евро (в том числе и заложенные в модель цены на нефть – от которых сильно зависит российская экономика). На уровне индустрии необходимо проверить совпадение общеотраслевых темпов роста/сокращения, и только после этого стоит переходить непосредственно к анализу компании.

На данном этапе крайне желательно «договориться о терминах» - то есть уточнить, что именно использует аналитик и что – компания. Например, раскрывая тот или иной коэффициент, было бы неплохо уточнить, какое значение используется в базе: значение на конец 2009 года, либо среднее арифметическое по 2008 и 2009; озвучивает ли компания прогнозы по выручке уже за вычетом доли меньшинства или нет, говорит о выручке от основной операционной деятельности или нет. [Аналитик] напоминает, что sell-side обычно настроен более оптимистично, чем сами компании, поэтому предлагает раскрывать не одну цифру, а некий промежуток значений – от консервативного к наиболее оптимистичному. И уж если прогнозы аналитиков выходят за оптимистичный сценарий самой компании, необходимо разобраться с моделями таких аналитиков.

Как и в работе с любой аудиторией, будет полезно обратить внимание на аналитиков, к мнению которых прислушивается весь рынок - зачастую менее авторитетные исследователи смотрят на своих более популярных коллег и «пристраиваются» вслед за ними. Таким образом, если сильно оптимистичную оценку даст лидер, это может оказать существенное влияние на мнение других брокерских домов, и такой случай нельзя оставлять без внимания.

Основное требование к компаниям – постоянный состав раскрываемой информации, её регулярность и сопоставимость. Неожиданное появление новых показателей в отчетности компании приводит к пересмотру модели (что занимает порядка четырех дней), и если они пропаду из отчетности следующего периода, аналитикам придется «откатывать» изменения обратно. «Постарайтесь вжиться в образ того или иного аналитика, прочувствовать, чем он руководствуется» - рекомендует [аналитик].

IR-side

Далее эстафетная палочка перешла к Джошуа Тулгану, директору по связями с инвесторами МТС, и аудитория имела возможность выслушать другую сторону. Поддерживая необходимость уточнения деталей расчета тех или иных показателей, Тулган обратил внимание присутствующих, что кроме инвесторов в акционерный капитал, компании также общаются и c кредиторами. И для debt-инвесторов основным вопросом является вопрос «сможет ли компания отдать занятое?», а это означает весьма консервативный взгляд на развитие данного эмитента и экономики в целом. Таким образом, руководство компании постоянно балансирует между двумя группами инвесторов и аналитиков, одна из которых – equity, - настроена покупать оптимистичное будущее, в то время как другая – debt, - не готова отходить далеко от фактического прошлого. Поэтому прогнозы самой компании обычно выдержаны в консервативно-взвешенном ключе. «Например, когда я приходил в компанию в 2006 году, - говорит Тулган, - аналитики прогнозировали рост выручки за год в районе 9%. А по факту выручка МТС выросла на 29%».

Определенные сложности в общении с инвесторами вызывает и курс рубля, который влияет на долларовые прогнозы аналитиков. Основная часть выручки МТС – в рублях, бумаги компании торгуются в долларах, часть инвестиций в оборудование также в долларах. «Поэтому мы не даем долгосрочный прогноз по дивидендам в валюте. А в качестве прогнозных значений курса рубля мы используем оценки, которые официально делаются Центробанком РФ» - рассказывает Тулган. Не согласен он также и с утверждением, что аналитикам надо давать как можно больше информации. Тем не менее, в последнее время МТС стала раскрывать некоторые дополнительные сведения, например, структуру краткосрочной и долгосрочной задолженности компании. IR-команда МТС также нашла возможность ориентировать аналитиков и по вопросам поступлений от роуминга (данные по роумингу предоставляются на годовой основе в рамках формы 20-F). Однако IR-команда взяла официальные данные Госкомстата по количеству трафика авиапассажиров в 2007, 2008 и 2009 годах, которые коррелируют с поступлениями от роуминга, и предложила аналитикам использовать эту динамику.

«Мы стараемся демонстрировать аналитикам тренды, а не отдельные цифры» - объясняет Тулган. «Существующую информацию, - добавляет Анна Авдокушина, - можно разделить на «good to know (хорошо бы знать)» и «need to know (нужны для построения модели)». Именно поэтому мы, например, не перестраиваем модель компании, основываясь лишь на слухах. Обычно, модель «перетряхивается» четыре раза в год, по результатам официальной отчетности, это занимает несколько дней у самого аналитика, далее изменения должны проверить местный и глобальный супервайзеры данного аналитика, все это требует времени - а вот слухи и сенсации некоторые СМИ любят производить чуть ли не на ежедневной основе».

О любви к работе

На вопрос о типичном распорядке трудового дня и остается ли еще у аналитика и IR-щика время на личную жизнь, оба выступающих ответили, что работа занимает много времени, но не все 24 часа в сутки. Анна Аводокушина рассказала, что приходит в офис около 7 часов утра, так как необходимо подготовить ежедневный выпуск новостей, в 10 утра начинается планерка с трейдерами и селзами, на которой трейдеры ругаются, что в выпуске новостей «одни вчерашние газеты». «Но это не так, - не соглашается Авдокушина, - мы же еще даем свою собственную оценку сообщениям газет». Далее – до обеда, – интенсивное общение с клиентами, после обеда - менее интенсивное общение с клиентами и обработка новостей, изменение финансовых моделей.

Джошуа Тулган продолжил тему, добавив, что листинг на бирже в Америке, конечно, сказывается на распорядке рабочего дня IR-специалистов МТС: «Мое утро обычно начинается со звонка инвестора: «Джош, вот в газете написали…», а вечером, часов в 11, могут звонить американские инвесторы «У вас еще не очень поздно? Могли бы мы чуть-чуть поговорить по Украине?». При этом оба выступающих заверили, что любят свою работу и считают, что заняты крайне полезным и интересным делом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий