среда, 18 ноября 2009 г.

Результаты 12-го конкурса годовых отчетов от РЦБ/ММВБ

Гран-При:
-- лучший дизайн и идея: Северо-Западный Телеком,  (2-е место: ИркутскЭнерго, 3-е: МРСК Центра и Привожья)
-- лучший уровень раскрытия информации: ММК,  (2-е место: СЗ Телеком, 3-е: ОГК-3)

Всего было озвучено 12 категорий, при этом две из них множественные: отраслевые и федеральные округа, поэтому в общем получилось 26 победителей. Компаний-победителей - 23 штуки. Точных цифр подождем от РЦБ завтра (итоги тут).


Некоторые номинации:
- лучший уровень раскрытия на английском - Лукойл,
- гармоничность представления данных и оформления - СР Драга
- ТЭК - Газпром
- Телеком - Центртелеком
- Финансовые услуги - ВТБ
- Транспорт - РЖК
- Госкорпорации - ВЭБ

Про церемонию объявления результатов:

     Присутствовало порядка 110-120 человек, вход на мероприятие был бесплатный, требовалась лишь предварительная регистрация на сайте. С участников, насколько я помю, брали технический взнос в 2-3 тысячи рублей.
     Открывая церемонию, президент медиа-холдинга "РЦБ" Александр Коланьков отметил, что этот конкурс старейший, проводился с обеими российскими фондовыми биржами: сначала с РТС, потом с ММВБ и было бы хоршо, чтобы все-таки конкурс объединился.
     Посмотрим, удастся ли это РЦБ на следующий год. Лично я очень хорошо помню, когда коллеги из РЦБ пришли в РТС и предложили организовать конкурс годовых отчетов - это была действительно их идея. Со стороны РТС организационные хлопоты достались мне, как начальнику отдела листинга - несколько лет таскал коробки с годовыми отчетами вместе с Сергеем Куприяновым (интересно, помнит ли он об этом в Газпроме?).

     Судя по фотографим с заседания жюри - в конкурсе РЦБ так и предпочитают работу с печатными версиями отчета (в версии РТС жюри раздается компакт-диск, как в этом случае оценивать полиграфическое исполнение для меня не совсем понятно). Работать с бумажными "книжками" отчетов реально приятней, собственн, дизайнеры и полиграфисты стараются чтобы их продукцию было приятно держать в руках, но возникает техническая сложность - каким образом собрать всех этих важных людей, которые согласились войти в жюри? Собрать в одной точке пространства-времени на достаточно протяженную сессию (на конкурс РЦБ/ММВБ в этом году прислали более 100 отчетов).

Про "одежку", то есть про дизайн:
     Было интересно обнаружить годовой отчет РЖД на стойке с примерами отчетов (победитель в номинации "отчеты госкорпораций"), кстати чисто визуально отчет оставил приятное впечатление: воздушный, современный. Не ожидал. Напротив, например, обложка отчета Газпрома смотрелась как "привет 90-м" - что-то такое в пост-советской стилистике.
     Свежо выглядел и отчет ВЭБа - там "двойная" вырубка на обложке, в результает получается объем и как бы "визитка" (хотя денег все эти выруки стоят...). А вот отчет Дарги - я так понимаю, премия за гармоничность содержания и облика, это тоже за дизайн? - хотя и старательный, и много картинок всяких мостов, и лакировка этих мостов тоже присутствует, но какой-то суетной, темноватый и стилистически похож на продвинутую версию советских книжек "Такой-то край". Кстати, судя по цветам - синий - рискну предположить, что отчет Драги делала таже команда, что и отчет Газпрома (ну или с сильной оглядкой на газпромовский).
     Гран-при за дизайн вручал представитель бюро "Акопов". Всегда очень интересно смотреть, как мучаются дизайнеры на таких конкурсах, вручая награды за лучший дизайн за работы, которые выбрало жюри в целом - иногда по лицу понятно, что именно думает данный дизайнер про конкретную работу. Как правило, зовут вручать представителей ведущих московских дизайн-компаний, современных, поездивших по миру людей, а награждать им иногда приходится концепцию, взявшую "приз симпаний" всего жюри.
     Ну, скажем так, годовой отчет свернутый в трубочку и засунутый в картонный тубус, стилизованный под коробку с коньяком - а отчет это телекоммуникационной компании, например. То есть современной, технологичной - вроде бы - компании, при чем здесь коньяк? Как это связано с позиционированием компании? С ценностями брэнда? Да еще реализовано все это силами какого-нибудь очень среднего бюро... Но менеджеры этого бюро смогли продать "идею" главному человеку в компании, ну и жюри конкурса потом тоже впечатлилось: "Вау, круглая коробка под коньяк!". Вот и мучаются дизайнеры, передавая награду за лучшую по мнению жюри, но не лучшую по мнению самих дизайнеров работу.
     Представитель бюро "Акопов" предложил в будущем поручать оценивать дизайн отчетов именно и исключительно дизайнерам. Правда, следующей фразой практически обесценил свое предложение - запутавшись в рассуждениях, кому именно нужен контент отчета, в который он как дизайнер не лезет, - аналитикам, специалистам или еще кому-то (слова "акционеры-инвесторы" тут не прозвучали). Почему "обесценил"? Потому что не представляя потребителей продукта, целевую аудиторию и требования этой целевой аудитории, трудно сделать правильный продукт, хотя можно сделать "шедевр" для фестиваля рекламы.
     Вопрос, действительно, интересный: с одной стороны, хорошие дизайнеры должны образовывать публику, чуть-чуть подтягивать её вкусы, с другой - если мы отдадим судейство в данной категории исключительно арт-директорам, что они знают про восприятие инвесторами годовых отчетов, про потребности целевой аудитории? Возможно, голос дизайнеров-членов жюри должен учитываться с каким-то повышающим коэффициентом в данной номинации, например, с коэффициентом "3" или "5", чтобы продвинуть действительно стоящие, современные работы.

    А в заключение остается поблагодарить РЦБ за хороший вечер с живой музыкой и пожелать успехов в следующем году. Завтра посмотрим на мероприятие по годовым отчетам от "Эксперт-РА", а в пятницу - объявление результатов конкурса РТС.
Следите за обновлениями.

Дмитрий Бобров,
заместитель главного редактора
IR magazine Russia & CIS


Итоги конкурсов от РТС смотрите тут, а от "Эксперт РА" тут.


Чтобы оставить комментарий без подписи,
в поле "Подпись комментария" выбирайте профиль "Анонимный".

Комментариев нет:

Отправить комментарий